Бизнес-стратегия Теслы не хаотична – это блестяще

 Элон Маск делает большую ставку со своим новым Гигафакторием под Берлином.

 Немногие компании привлекли столько похвал, насмешек, скептицизма и энтузиазма, как Telsa Motors и ее основатель Илон Маск.

 Последний пример-это шаг по созданию "Гигафактории" для автомобильных аккумуляторов недалеко от Берлина.

 Многие задают неправильные вопросы, например, почему Тесла не делает никаких денег

Тесла, как и большинство быстрорастущих компаний, которые съедают больше денежных потоков, чем они производят, находясь в ранней фазе роста.

Ответом может быть просто понимание стратегии Теслы. Почему новая компания, уже взяв на себя титаническую задачу по внедрению на рынок совершенно нового типа автомобиля, также берет на себя невероятный риск строительства некоторых из крупнейших в мире аккумуляторных заводов? Или, дилерская и ремонтная сеть? Или зарядная сеть? Или, что еще безумнее, солнечная энергетика?

На первый взгляд, это не имеет смысла, и нет никаких сомнений в том, что он вводит больше рисков для компании, увеличивая ее шансы на неудачу.

 Строительство новой архитектуры

 Большая проблема для понимания стратегии Теслы заключается в том, что большинство из нас смотрит на нее только с одного уровня анализа. А именно, когда мы видим Теслу, мы видим компанию, которая производит автомобили. Но правильнее думать на нескольких уровнях технологического стека: не только продукты, но и компоненты и системы.

 На уровне продукта, хотя Тесла выглядит так же, как и другие транспортные средства, под капотом автомобиль имеет принципиально иную архитектуру – как с точки зрения аппаратного, так и программного обеспечения.

 Тесла строит новую архитектуру.

Несмотря на то, что сотрудники могут имитировать новую архитектуру, им трудно преодолеть то, как они делали это в прошлом, и соответствовать превосходной производительности новой, специально построенной архитектуры.

Ранние электромобили, произведенные активистами на архитектурах двигателей внутреннего сгорания, бледнели по сравнению с Теслой, и даже более новые усилия “чистого листа” иногда не совсем соответствуют. Это всегда мелочи, которые мешают - например, тот факт, что большинство автомобилей, построенных другими производителями, имеют до пяти отдельных программных систем, а не одну интегрированную систему, как у Tesla, что дает преимущество в производительности.

Управление узким местом

 Если опустить уровень анализа до уровня компонентов, а не продуктов, снова увидим стратегию Теслы в другом свете.

 Узким местом для электромобилей сейчас и в будущем являются аккумуляторы. Если Tesla сможет резко снизить цены на аккумуляторы, производя их в масштабе, они снижают барьеры для принятия на вооружение электромобилей. Но что еще более важно, бутылочное горлышко батареи не исчезнет в ближайшее время, что означает, что в случае успеха Tesla контролирует самый большой пул прибыли в будущем автопроизводстве.

Внедрение решений

 Наконец, если мы поднимем наш уровень анализа выше компонентов и продуктов, до уровня систем, мы увидим Теслу в еще одном свете. Правда заключается в том, что потребители не хотят продуктов, они хотят решений. Большинство автопроизводителей поставляют продукцию. Но Tesla пытается доставить полный цикл: автомобиль, обновления, зарядка, страхование – весь пакет.

 И в результате, большинство владельцев Tesla говорят в превосходных терминах о своей Тесле, потому, что это отличный автомобиль, но и отличное решение. В каком ещё другом автомобиле вы просыпаетесь утром, чтобы найти новые функции самостоятельного вождения?

 Давайте проясним – риски высоки. Тесла сделал большую ставку, имея многоуровневую стратегию, которая нацелена на компоненты, продукты и системы.

 

 

Автор

Nathan Furr Доцент кафедры стратегии, INSEAD